03.07.2002
Чистое искусство в рекламных рамках. Художникам дали шанс, но очень маленький

На улицах Москвы проходит симпатичная акция - два десятка рекламных щитов расписывают молодые художники. Рекламное место займет свободная живопись, своей рукотворностью она должна обратить на себя внимание горожан, уставших от назойливого глянца рекламной "наружки". Правда, известное предупреждение Минздрава все равно будет красоваться под живописной абстракцией, подпадающей под закон о рекламе.

Второй год в шести российских городах проходит конкурс "Pall Mall - Art 6х3". Его организаторы с помощью жюри (в составе - галеристы и арт-критики) отбирают из присланных на конкурс эскизов молодых художников лучшие и предоставляют финалистам (в Москве их - 20, в Петербурге - 10, в остальных городах - 5) свои рекламные щиты для свободного некоммерческого рисования.

Три главных призера награждаются зарубежными поездками, остальные получают небольшое денежное вознаграждение. Задумано красиво: художникам дается шанс обратить на себя внимание и возможность поработать в большом формате (6 х 3 - размер стандартного рекламного щита), прохожим устраивается небольшое уличное развлечение, а что получают организаторы - их дело. Заметим только, что имеющие большие деньги из века в век занимаются меценатством. Просто раньше это делали монархи, духовенство, купцы и государство, а теперь - крупные международные компании.

В общем, задумано замечательно, ну а реализовывается - как жизнь позволяет. Получилось, что самые смелые и оригинальные работы в финал не попали, так как все появляющееся на рекламных щитах подпадает под закон о рекламе. Оказалось, что художникам нельзя изображать ничего агрессивного, сексуального и привлекательного для детей (животных, игрушки). Поэтому так понравившаяся жюри работа прошлогоднего призера Георгия Арзамасова - рыжеволосая девушка откусывает ухо Ван Гогу - за сексуальную агрессивность на улицу не была допущена. Самым проходным вариантом оказалась яркая нефигуративная живопись - такая ненавязчивая абстракция и разрешенные цветочки, заменившие запрещенных животных. Пошел и легкий сюр: человек на велосипеде с квадратными колесами взбирается по лестнице (Диана Могулина), огромная пятка Икара в небе (Ростан Товазиев), девицы, летящие над городом (Дарья Федорова). В общем, поощрялся конформизм, чуждый искусству.

О рисующей молодежи и ее жизненных шансах я и решила поговорить с членом жюри конкурса дизайнером Андреем Логвиным. Кстати, получившим в прошлом году Госпремию не за популярный икорный плакат "Жизнь удалась!", а за достижения в графическом дизайне, то есть за некоммерческие плакаты.

Андрей ЛОГВИН, дизайнер:



- Молодые художники мечтают работать в рекламе. Это хорошо?

- А разве у них есть альтернатива? Они же не могут картины продавать - рынка нет, на живопись не проживешь. Я бы и сам с удовольствием рисовал картины. Но вообще это вопрос внутреннего хотения, я в жюри этого конкурса просмотрел сотни работ из шести городов и вижу: народ активный. Другое дело, что конкурс не в жилу - слишком много ограничений. В результате самое интересное отсеялось, за редким исключением победил середнячок.

- Есть различия между новым поколением и мэтрами?

- Я был недавно на биеннале плаката в Варшаве, где ввели номинацию "Дебют". Ощущение от молодых очень хорошее - плакаты живые, не затасканные. Новые художники хорошо обучаемы. Они не боятся использовать кучу старых техник и классических ходов. Получается типичный постмодернизм - но легкий, без ощущения натужности. Вот у нас много потных рекламных работ, по ним видно, что человек их делал и всего боялся - не туда попасть, не угодить. А молодые легко обращаются с прошлом. А я считал, что нельзя использовать чужие образы и наработки, боялся обвинений в плагиате.

- Но зато вы сами много придумываете, у вас фантазия работает.

- Не в том дело. Студенты наших художественных вузов очень зажатые - это признак классического образования. Художественные дисциплины им преподают люди 70-х годов. Студенты у них работают как один человек, говорящий на языке моего детства. А они ведь выросли в эпоху MTV.

- Ну а когда вы выставку сделаете - что-нибудь артистическое, веселое и некоммерческое? Давно такого не было.

- Я сейчас деньги зарабатываю.

- Где? Если не секрет. На предвыборных кампаниях?

- В политике деньги платят исправно, но предложений мало проходит. Рекламу я делаю коммерчески успешную. Вот сейчас покажу. (Логвин достает квадратную пластиковую книжечку, за ее стильной обложечкой - зеркальная страничка, а дальше на разноцветных пластинках - перечень услуг по эпиляции, наращиванию ногтей и груди.) Я балдею. Разве это не артистический проект? Вот девушка приходит в клинику лазерной хирургии, смотрит на себя в это кривое зеркальце, где она то толстая, то худая, и думает: что бы у себя отрезать, чего пришить? Прикладные вещи сильнее чистого искусства. Вот мой кум, дизайнер Кужавский, делает такие обалденно красивые вещи в рекламе, что любой прохиндей от искусства наделал бы на его идеях два десятка выставок для любой хорошей галереи. Все высокохудожественные проекты - продукт распада коммерческого дизайна. Я вот стал делать для денег свой буклет, собрал работы разных лет, их много уже набралось, и вижу, что получается учебник по графическому дизайну. Жажда денег дает сильный творческий импульс.


Источник: Известия