21.06.2002
"Пятерочка" выгоняет поставщиков

Сегодня истекает срок ультиматума, выдвинутого сетью дискаунтеров "Пятерочка" своим крупным поставщикам - российским подразделениям Procter & Gamble, Danone, Unilever, Johnson & Johnson и ряду других компаний. "Пятерочка" требовала от поставщиков эксклюзивных скидок, доходящих до 30%. Как удалось выяснить "Ведомостям", поставщики проигнорировали требования ритейлора, которому теперь придется заменить больше 10% товаров на прилавках своих московских магазинов.
В сеть "Пятерочка" (главный акционер - петербургская компания "Агроторг") входит 71 магазин-дискаунтер в Санкт-Петербурге и 29 - в Москве. Оборот сети в прошлом году составил $212 млн. У сети около 500 поставщиков.

Письма с требованием снизить цены дирекция закупки "Пятерочки" разослала более чем 20 поставщикам. Решение об этом было принято на состоявшемся 15 мая заседании совета директоров сети. В начале июня исполнительный директор сети Михаил Василенко объявил на заседании правительства Москвы, что, если требования "Пятерочки" не будут выполнены, ее магазины приступят к смене поставщиков.

Ответить на письма "Пятерочка" требовала не позднее сегодняшнего дня. Как сообщили "Ведомостям" вице-президент "Пятерочки" по коммуникациям и брэндовой политике Феликс Стетой и исполнительный директор Михаил Василенко, письмо разослано в известные транснациональные компании, в частности в Procter & Gamble, Danone, Unilever, Johnson & Johnson (J&J). Перечисленные компании поставляют в "Пятерочку" около 13% ее московского ассортимента. Полный список адресатов руководители "Пятерочки" не раскрывают.

Вчера Стетой заявил "Ведомостям", что ответом со стороны иностранных поставщиков было молчание. Вице-президент "Пятерочки" говорит, что с понедельника руководство сети начнет принимать меры: в течение одной-двух недель сильно сократит или вообще выведет из ассортимента московских магазинов продукцию промолчавших поставщиков. По словам пресс-секретаря "Пятерочки" Сергея Москвина, товары от Unilever сетью уже не закупаются.

"В Москве порядка 50 000 наименований товаров, которые нам подходят, - говорит Стетой. - Если мы выведем из ассортимента несколько наименований, то не пострадаем, поскольку их сразу можно заменить товарами конкурентов".

Стетой, кстати, назвал и примерных поставщиков: "Хлебный дом" и "Вимм-Билль-Данн". Эти компании, по его словам, поставляют продукцию дешевле, чем индивидуальным предпринимателям и небольшим фирмам, торгующим на продовольственных рынках.

Требования к поставщикам "Пятерочка" предъявила разные. В находящемся в распоряжении "Ведомостей" письме дирекции закупки сети, адресованном одному из российских поставщиков, содержится требование снизить цены по сравнению с нынешним уровнем на 10%. Тогда как, сообщил "Ведомостям" источник в "Пятерочке", от некоторых иностранных фирм потребовали снижения цен до 30%. "Мы это требуем от компаний, которые предлагают одинаковые условия и нам - сети магазинов, и торговцам на рынках", - объясняет Стетой.

Андрей Бадер, представитель российского подразделения в Procter & Gamble, сообщил "Ведомостям": "Мы находимся в общении с "Пятерочкой" в связи с их требованием. Но у P&G есть принцип, от которого компания не отступает нигде в мире, - предоставление равных условий всем покупателям нашей продукции". "На мой взгляд, это обычный PR, - говорит представитель одной из транснациональных компаний. - "Пятерочка" хоть и крупная по российским меркам компания, но все-таки еще не Wal-Mart". На "Пятерочку" приходятся сегодня, по оценке аналитика BBPG Consulting Родиона Толпушева, лишь доли процента продаж российских подразделений P&G, Danone, Unilever, J&J (оптовые рынки занимают в их обороте, по некоторым оценкам, до 40% ).

С Бадером согласен поставщик "Пятерочки", письма не получивший, - Аксентий Онопенко, замгендиректора Московского жирового комбината (МЖК) по коммерческим вопросам. "Пятерочка" недавно работает на московском рынке, и ей еще надо доказать, что она заслуживает эксклюзивных скидок, говорит он.

С "ПАРНАСОМ" УЖЕ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ.

В Петербурге уже происходили случаи конфликтов между "Пятерочкой" и поставщиками. Самый громкий пример - произошедшее около года назад прекращение сотрудничества сети с одним из ведущих питерских мясокомбинатов - "Парнасом". Как рассказал "Ведомостям" гендиректор торгового дома "Парнас-М" Геннадий Сафонов, "Пятерочка" "требовала от нас предоставления неимоверных скидок, а также особых условий предоставления товарного кредита". Сафонов сказал, что в принципе на комбинате готовы были согласиться на предложение "Пятерочки", поскольку она является крупнейшей по числу магазинов и объему продаж розничной сетью Петербурга. Однако, сообщил он, "Агроторг" не предоставил по просьбе "Парнаса" сведений о своих ликвидных активах, чтобы гарантировать возврат кредитных средств. В результате стороны не договорились. "Пятерочка" заменила в своих магазинах продукцию "Парнаса" на аналогичные товары московского Микояновского мясокомбината. А продажи "Парнаса", как заявил Сафонов, упали на 5% - именно столько продукции поставлялось комбинатом в "Пятерочку". Восстановить уровень продаж "Парнасу" удалось только через три месяца.

Источник: Ведомости