19.06.2002
Еще не доросли.
Наша реклама слишком молода, чтобы быть хорошей

КАННЫ - Вчера во Франции открылся 49-й Международный фестиваль рекламы, наиболее авторитетный конкурс для рекламистов всего мира. Российским агентствам по-прежнему нечем похвастаться: наши работы оказались недостаточно интересными даже для того, чтобы украсить фойе фестиваля. Рекламисты объясняют провал молодостью нашей рекламной индустрии.
Прошлый год оказался самым тяжелым для мировой рекламной индустрии за последние 10 лет. Из-за спада в мировой экономике и снижения потребительского спроса компании стали меньше тратить денег на рекламу. В обнародованном в Каннах исследовании рекламного агентства McCann-Erickson говорится, что в прошлом году затраты рекламодателей в мире сократились на 6,5% до $437,2 млрд. Американский рынок рекламы переживает самый сильный спад за несколько десятилетий: затраты на рекламу сократились в прошлом году на 6,5% до $231 млрд. Зато компании теперь уделяют больше внимания тому, где размещать рекламу: в категории медиа-планирования подано на 11% больше работ, чем в прошлом году.
Российский рынок рекламы развивается в противофазе со всем миром. Как сообщил Роже Хэтчуел, президент 49-го Каннского фестиваля, в этом году здесь представлено 17 258 работ, что почти на 20% меньше, чем в 2001 г. А россияне представили 43 работы - почти вдвое больше, чем год назад. Среди наиболее интересных российских работ - телевизионные ролики пива "Толстяк" агентства "Адвента" с актером Александром Семчевым в главной роли, ролики батончиков Snickers агентства BBDO, наружная реклама молочного шоколада Nestle и пива "Сибирская корона" рекламистов "Адвенты", реклама "Северо-Западного GSM" питерского агентства DA&N, а также разработки Студии Артемия Лебедева в интернет-рекламе.

Однако качество российской рекламы все еще оставляет желать лучшего. Ни одна из 19 российских работ в категории "пресса и наружная реклама" не попала в шорт-лист, из которого отбирают победителей. Работы россиян не вывесили даже в фойе фестиваля, где обычно выставляют несколько сотен наиболее удачных рекламных плакатов и печатных объявлений международных агентств. Два Гран-при в категории печатной рекламы получили европейские рекламисты - лондонское агентство Saatchi & Saatchi за работу для туристической фирмы Club 18-30, а также норвежское агентство Leo Burnett за Oslo piercing studio. Лучшие телевизионные ролики и интернет-баннеры назовут в конце недели, но шансов победить в этих номинациях у наших рекламистов тоже практически нет, считает президент крупнейшего российского рекламного агентства "Адвента" Александр Бренер.

Джефф Гудби, президент Goodby Silverstein & Partners и глава жюри, выбиравшего лучшую печатную рекламу, говорит, что работы европейцев отличаются юмором, к тому же их хочется рассматривать еще и еще. Этим наши рекламисты похвастаться не могут. Провал россиян Гудби объясняет молодостью рекламной отрасли и отсутствием у нее долгих традиций. Александр Бренер полагает, что выступать на равных с европейскими рекламными агентствами, которые увозят из Каннов по 10 - 20 призов каждый год, россияне смогут через 3 - 5 лет. А пока молодым сотрудникам рекламных агентств стоит набираться опыта за границей, добавляет Бренер.

"Раньше россияне иногда побеждали благодаря удачным идеям отдельных рекламистов. Но никто не относился к рекламному творчеству как к системе, поэтому на фоне европейских работ на наши без слез не взглянешь", - признался "Ведомостям" президент Российской ассоциации рекламных агентств Владимир Евстафьев. За 12 лет участия России наша делегация привезла из Каннов всего пять призов. В прошлом году единственным победителем среди россиян был Артемий Лебедев - его интернет-проект "Дизайн спасет мир" удостоился бронзовой статуэтки каннского льва. В этом году российские участники фестиваля вновь надеются на Студию Лебедева, которая прислала в Канны 13 работ.

Источник: Ведомости