11.12.2001
Вышел второй номер информационного бюллетеня «Москвометр» (по результатам опроса 22—23 сентября 2001 года).
Полный выпуск текущего бюллетеня (в формате Adobe Acrobat), включающий аналитические таблицы и поясняющие диаграммы Вы можете найти на Интернет-сайте компании по адресу
http://www.c-s-r.ru/MoscowMeter2.pdf .

В этом выпуске «Москвометра»:

Потребление

Продукты питания: отечественные или импортные?

Карьера Кто планирует сменить место работы в ближайшем году?

Здоровье Готовы ли москвичи к переходу на платное медицинское обслуживание?

Дети Отношение к единой системе аттестации выпускников школ

Досуг Лучшие фильмы отечественного кинематографа с точки зрения москвичей

Авто Каков возраст машин на московских улицах?

Стиль Мужской гардероб как зеркало благосостояния – на что обращают внимание?

1. Потребление. При отсутствии разницы в цене и качестве Вы скорее бы покупали отечественные или импортные продукты питания?

Абсолютное большинство опрошенных москвичей (86,2%) отдают предпочтение отечественным продуктам питания. Причем подобный выбор практически не зависит от принадлежности респондента к той или иной социально-демографической группе. Однако даже при практически однозначном предпочтении отечественных продуктов, можно заметить следующую тенденцию: в большей степени на потребление импортных продуктов ориентированы москвичи 18-24 лет (14,3%), а в меньшей степени – пенсионеры и пожилые участники опроса (0,8%). Также, доля респондентов ориентированных на потребление импортных продуктов питания среди представителей высокодоходной группы составляет 12,7%, тогда как среди групп с более низким достатком в среднем 5,3%.

Рис. 1. Предпочтения в отношении производства продуктов питания в зависимости от возраста респондента

2. Карьера. Намереваетесь ли Вы в ближайший год искать новое место работы?

В целом, практически 70% работающих москвичей не предполагают в ближайшем будущем сменить место работы. Тем не менее каждый пятый респондент отметил, что собирается заняться поиском нового места. Неудовлетворенность настоящим местом работы более всего заметна в группе 18-24 лет. Среди респондентов этого возраста доля предполагающих сменить место работы составляет 35,4%, тогда как в более старших группах доля таких людей составляет от 7,5% (в группе 60 лет и старше) до 24,8% (в группе 25-34 года).

Анализ данных в зависимости от уровня образования респондентов показывает, что стремление сменить место работы в большей степени присуще москвичам, имеющим среднее или среднее специальное образование. Среди респондентов, относящихся к этой образовательной группе, каждый четвертый отмечает, что намеревается в ближайший год искать новое место работы. В остальных образовательных группах доля таких людей составляет около 16%.

Каждый третий опрошенный, относящийся к низкодоходной группе, предполагает заняться поиском нового места работы. Среди респондентов со средним уровнем дохода сменить место работы собираются 16%, а доля таких людей в высокодоходной группе – 22,6%.

Рис. 2. Намерения в отношении смены места работы в зависимости от возраста респондента

3. Здоровье. Какую сумму в месяц Вы могли бы заплатить за качественное обслуживание врачами районной поликлиники?

Практически 40% опрошенных отметили, что вообще не стали бы платить за качественное обслуживание в поликлинике. Больше всего противников платного медицинского обслуживания среди пенсионеров (57,8%), респондентов с низким уровнем образования (60%), респондентов из низкодоходной группы (55%) и пожилых участников опроса (57,1%).

Среди москвичей готовых платить за качественное медицинское обслуживание основная часть (7,3%) указывает сумму менее 250 рублей в месяц. Соответственно, чем больше названная сумма, тем меньше количество респондентов, готовых ее заплатить. Так, сумму от 750 до 1000 рублей назвали 4,9% опрошенных. Причем доля респондентов, способных потратить указанную сумму на качественное медицинское обслуживание, среди представителей высокодоходной группы составляет 12,1%, тогда как в других группах она не превышает 2,6%. Сумму более 1000 рублей в месяц могли бы потратить 3,6% опрошенных москвичей.

Рис. 3. Отношение к оплате качественного медицинского обслуживания в зависимости от уровня дохода респондента

4. Дети. Как Вы относитесь к замене вступительных экзаменов в ВУЗ единой системой аттестации выпускников школ?

При анализе ответов на данный вопрос видно, что респонденты, определившиеся с выбором варианта ответа, образуют две равнонаполненные группы. Группа участников опроса, приветствующих замену экзаменов на систему единой аттестации, составляет 31,6%, практически столько же (30,8%) составляет доля респондентов, воспринимающих эту новацию негативно.

Примечательно, что среди молодежи (18-24 лет) на положительный ответ указал каждый второй респондент, тогда как среди пожилых участников опроса таких всего 23,5%. Важно также отметить, что среди представителей среднедоходной группы самый высокий процент выбравших отрицательный вариант ответа. Их доля составила 43,3%, тогда как среди респондентов с другим уровнем дохода подобного мнения придерживаются не более трети опрошенных.

Интересен также тот факт, что доля сторонников замены вступительных экзаменов среди респондентов с низким уровнем образования составляет всего 13%, что гораздо ниже этого показателя в других образовательных группах, где он составил 33%.

Участники опроса, занятые в коммерческой сфере, чаще придерживаются положительного мнения (38,7%), чем представители сферы производственной (24,2%).

Рис. 4. Отношение москвичей к замене вступительных экзаменов единой системой аттестации в зависимости от возраста

5. Досуг. Назовите самый лучший с Вашей точки зрения фильм отечественного кинематографа?

В общем рейтинге 10 лучших, по мнению москвичей, фильмов отечественного кинематографа первое место занимает фильм «Москва слезам не верит» (8,2%). Второе место поделили фильмы «Белое солнце пустыни» и «Бриллиантовая рука» (по 4,1%). Затем следуют «17 мгновений весны» и недавно вышедший «Сибирский цирюльник» (по 3,6%). По 3,4% приходится на фильмы «Девчата» и «Офицеры». Пятое место занимает «Весна на Заречной улице» с 3,2%. И замыкают рейтинг «Дело было в Пеньково» и «Ирония судьбы или с легким паром» (по 2,9%).

Интересно, что рейтинги лучших отечественных фильмов заметно различаются в зависимости от принадлежности респондентов к разным половозрастным группам. Так, в рейтинге фильмов названных мужской половиной респондентов первое и второе места занимают «Белое солнце пустыни» (6,8%) и «17 мгновений весны» (5,5%). Третье место не отличается от общего рейтинга, зато на четвертом находится не попавший в общий рейтинг фильм «Джентльмены удачи» (3,7%). Также на четвертое место с десятого в общем рейтинге поднялся фильм «Ирония судьбы или с легким паром» (3,7%). Пятое место поделили «Весна на Заречной улице» и лидер общего рейтинга «Москва слезам не верит» (по 3,2%). Затем следует также не попавший в общий рейтинг фильм «Калина красная» и переместившийся вниз фильм «Офицеры» (по 2,7%). Последнее место занимает также отсутствующий в общем рейтинге фильм «Волга, Волга» (2,3%).

Рейтинг лучших отечественных фильмов, названных женщинами, отличается как от общего, так и от рейтинга, составленного соответственно по мнениям мужчин. Так, обладатель первого места фильм «Москва слезам не верит» (11,4%) в общем рейтинге занимает также первое место, а в рейтинге фильмов, названных мужчинами, находится на 5-м. Второе место занимает фильм «Сибирский цирюльник» (4,7%), которого в мужском рейтинге нет. Затем следует фильм «Девчата» (4,4%), который также отсутствует в мужском рейтинге. Четвертое место делят «Бриллиантовая рука» и «Офицеры» (по 3,8%). Интересно, что по сравнению с мужским рейтингом фильм «Бриллиантовая рука» опустился на одну позицию, а фильм «Офицеры» переместился с шестого на четвертое место. Затем следует фильм «Дело было в Пеньково» (3,5%), отсутствующий в рейтинге фильмов, названных мужчинами. Шестую позицию занимают «Весна на Заречной улице» и «Летят журавли» (по 3,2%) отсутствующий как в мужском, так и в общем рейтингах. А фильмы «Белое солнце пустыни» и «17 мгновений весны», занимающие в мужском рейтинге 1-е и 2-е места, в женском рейтинге стоят на 7-м месте.

Примечательно, что в каждой возрастной группе существует свой, отличный от других рейтинг лучших отечественных фильмов. Так, например, первое место в молодежном рейтинге (18-24 года) занимает фильм «Бриллиантовая рука» (10,9%), тогда как в следующих возрастных группе (25-34 и 35-44 года) он уже на втором месте, в еще более старшей группе (45-59 лет) – на шестом, а в рейтинге пожилых участников опроса вообще отсутствует. На второй позиции в молодежном рейтинге стоит фильм «Девчата» (6,3%), отсутствующий в рейтинге респондентов старше 45 лет. Третье место делят «Белое солнце пустыни» (4,7%) и «Любовь и голуби» (4,7%). Интересно отметить, что фильм «Любовь и голуби» отсутствует как в общем рейтинге, так и в рейтинге всех остальных возрастных групп. Замыкает рейтинг шесть фильмов, имеющих одинаковое количество баллов: «Брат», «Брат 2», «Гений», «Джентльмены удачи», «Ирония судьбы или с легким паром» и «Карнавал» (по 3,1%). Примечательно, что за исключением фильмов «Джентльмены удачи» и «Ирония судьбы или с легким паром» фильмы, занимающие четвертое место в молодежном рейтинге, отсутствуют практически во всех остальных.

Основные особенности рейтингов более старших возрастных групп состоят в том, что в них появляются фильмы, отсутствующие в общем рейтинге. Так, в рейтинге респондентов двух возрастных групп (25-34 лет и 35-44 лет) четвертое место занимает фильм «Иван Васильевич меняет профессию», не встречавшийся до этого в списке фильмов, названных другими респондентами. Также только в рейтинге респондентов 25-34 лет присутствуют фильмы «Кавказская пленница» (5-е место) и «В бой идут одни старики» (6-е место). В свою очередь, только в рейтинге респондентов 45-59 лет присутствуют фильмы «А зори здесь тихие» и «Война и мир», занимающие шестое место. А фильмы «Вечный зов», «Тихий Дон» и «Белорусский вокзал» были названы только пожилыми участниками опроса.

Рейтинги фильмов см. в полной версии отчета

6. Авто. Сколько лет Вашему автомобилю?

В целом, более чем две трети опрошенных москвичей не имеют автомобиля. Причем среди автовладельцев, назвавших год выпуска своего автомобиля, выделилось три группы. 26,8% составили респонденты имеющие автомобили не старше 2-х лет, 31,4% составили автовладельцы с машинами 3-7 лет и 23% приходится на автовладельцев, имеющих автомобили, находящихся в эксплуатации 8 и более лет.

Интересно, что практически треть женщин не смогла назвать год выпуска своего автомобиля, тогда как среди мужчин таких всего 9,2%.

Среди молодежи 18-24 лет группа владельцев новых или 2-х летних автомобилей составляет почти 40%, что несколько больше, чем среди респондентов 25-34 лет (36%) и гораздо больше, чем среди представителей других возрастных категорий. Так, доля владельцев новых или 2-х летних автомобилей среди пожилых участников опроса и пенсионеров составляет соответственно 10,3% и 14,7%. Важно отметить, что доля пожилых участников опроса, владеющих автомобилями, выпущенными 8 и более лет назад, составляет 34,5%, тогда как в остальных возрастных группах доля таких респондентов составляет в среднем 20,5%.

Возраст автомобиля практически напрямую связан с уровнем дохода его владельца. Так, среди представителей высокодоходной группы доля владельцев новых и относительно новых автомобилей составляет 43,9%, а среди респондентов с более низким уровнем достатка доля таких не превышает 20,9%. В свою очередь, среди представителей среднедоходной группы владельцами автомобилей 8-ми и более лет эксплуатации являются 65,5%, тогда как среди респондентов с высоким уровнем дохода таких всего 12,3%.

Самый высокий процент (88,3%) не имеющих автомобили можно отметить среди пожилых участников опроса.

Рис. 5. Возраст московских автомобилей в зависимости от страны-производителя

7. Стиль.
Какой предмет мужского гардероба или аксессуар наиболее точно отражает уровень благосостояния владельца?

По мнению 40% опрошенных уровень благосостояния мужчины наиболее точно отражает его костюм. 16,5% считают, что таким предметом является обувь. По 6,6% приходится на тех, кто указал галстук и часы.

Интересно отметить, что в отношении костюма совпали мнения почти всех возрастных групп. Исключение составила молодежь (18-24 лет). Среди представителей данной группы процент указавших костюм и обувь практически не отличается (23,5% и 25,5% соответственно), тогда как среди остальных возрастных групп доля назвавших костюм гораздо выше, чем доля назвавших обувь. Примечательно также, что обувь в качестве предмета, наиболее точно отражающего уровень благосостояния владельца, указали всего 9,7% пожилых участников опроса. Среди респондентов с низким уровнем образования обувь назвали всего 3,3%, тогда как среди респондентов, имеющих высшее образование, таких 20%. Интересен также тот факт, что 43% респондентов с низким образованием не смогли назвать предмет мужского гардероба, наиболее точно отражающий уровень благосостояния его владельца.

Доля представителей высокодоходной группы, назвавших в качестве предмета, отражающего уровень благосостояния владельца, часы, составляет 9,7%, тогда как среди респондентов с низким доходом таких всего 2,2%.

Рис. 6. Предметы и аксессуары, отражающие уровень благосостояния владельца

В следующем выпуске «Москвометра»

Потребление Какую сумму в среднем москвичи тратят на оплату мобильного телефона?

Карьера Кто является лучшим руководителем - мужчина или женщина?

Здоровье Как часто москвичи посещают стоматолога?

Дети Помните ли Вы, как зовут Вашего первого школьного учителя?

Досуг Если исключить Большой Театр, какой театр в Москве можно назвать лучшим?

Авто Какую сумму в среднем москвичи тратят на бензин?

Стиль Верят ли москвичи в гороскопы?

О CSR Research Исследовательская компания CSR Research была образована в 1998 году консультантами в области маркетинга и связей с общественностью. Наша специализация – исследовательское сопровождение выпуска брендов, исследование имиджа промышленных корпораций, изучение аудиторий СМИ, информационно-аналитическая поддержка избирательных кампаний. Деятельность осуществляется на всей территории Российской Федерации. Центральный офис расположен в Москве.

О проекте «Москвометр» С октября 2001 года компания CSR Research выпускает бесплатный бюллетень «Москвометр». Его получателями являются средства массовой информации, исследовательские и PR-агентства, бренд-менеджеры компаний. Постоянные рубрики «Москвометра» – Потребление, Карьера, Здоровье, Дети, Досуг, Авто, Стиль. В основе предоставляемой в бюллетене информации лежит репрезентативный опрос 1200 москвичей, проводимый методом личных интервью на дому респондентов. Данные бюллетеня могут использоваться бесплатно, при условии обязательной ссылки на источник – исследовательскую компанию CSR Research. Все выпуски бюллетеня «Москвометр» размещены на сайте http://www.c-s-r.ru/mm.htm. Более подробную информацию Вы можете получить по телефону (095) 258-36-85, или отправив письмо Ивану Вдовину по адресу [email protected]