30.11.2001
"Транснефть" упорно стремится расширить сферу своей деятельности.
После неудачной попытки стать нефтедобытчиком она теперь претендует на роль единого оператора по экспорту российской нефти. В федеральных ведомствах сейчас обсуждается предложенный монополией типовой договор с нефтяными компаниями, по которому "Транснефть" станет организатором прокачки и перевалки российской нефти в странах СНГ и Балтии.
Типовой договор на транспортировку нефти в 2002 г. впервые был вынесен на обсуждение правительственной комиссии по доступу к экспортным трубопроводам под руководством вице-премьера Виктора Христенко. Как сообщает Petroleum Argus, главным новшеством в этом документе является то, что "Транснефть" намерена сама заключать договоры на транспортировку и перевалку нефти с национальными трубопроводными компаниями и морскими терминалами в Одессе, Бутинге и Вентспилсе, а нефтяные компании (НК) , в свою очередь, должны оформлять договоры с "Транснефтью". Нефтетранспортная монополия при этом будет получать комиссионные за посредничество.
По словам правительственного чиновника, на заседании комиссии произошла дискуссия между вице-президентом "Транснефти" и двумя замминистра - Петром Нидзельским (Минэнерго) и Анатолием Голомолзиным (МАП). В итоге договор отправили на изучение в МАП, Минэнерго и Минэкономразвития. Но Анатолий Голомолзин еще вчера сказал "Ведомостям", что предложение "Транснефти" противоречит антимонопольному законодательству, а потому его министерство будет выступать против наделения монополии несвойственными ей функциями.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил "Ведомостям", что в типовом проекте заключение договоров на транспортировку и перевалку нефти действительно делегируется "Транснефти". Однако, по словам Григорьева, пока речь идет только о порте в Приморске (часть БТС) , поскольку он принадлежит "Транснефти". Но источник, близкий к монополии, допускает, что "Транснефть" возьмет на себя функции заключения договоров на транспортировку нефти по территории сопредельных стран - Украины, Литвы и Латвии. В этом случае через счета компании будут дополнительно проходить не менее $425 млн в год - именно такую сумму платят сейчас российские нефтяники зарубежным трубопроводным и портовым компаниям.
Однако правительственный чиновник сказал "Ведомостям", что правительство не согласится с предлагаемым нововведением, если оно не будет выгодно нефтяникам. "Насколько я понимаю, его цель - уменьшить стоимость транзита, а не увеличить его", - отмечает чиновник. "Они предлагают себя в качестве единого оператора, но ни слова не говорят, на каких условиях. Это игра втемную, а мы по опыту знаем, что "Транснефть" мало не берет", - сказал "Ведомостям" представитель одной из российских НК. По его словам, если "Транснефть" выторгует у контрагентов скидки по тарифам и возьмет эту разницу в качестве комиссионных, это нефтяников устроит, "но мы опасаемся, что Вайншток захочет больше". Кроме того, говорит собеседник "Ведомостей", ни у кого нет уверенности, что "Транснефть" сможет договориться о своей новой роли с нефтепроводами и портами сопредельных стран. Однако в агентстве Petroleum Argus считают, что "Транснефть", как единый оператор, сможет гораздо эффективнее работать с контрагентами в странах СНГ и Балтии, добиваясь снижения тарифов.
С этим утверждением не согласен аналитик UFG Дмитрий Авдеев. Он считает, что монопольный посредник, в принципе, не может быть выгодным для нефтяников, а инициативу "Транснефти" трактует как желание извлечь дивиденды из возможности прямых контактов с правительством.

Источник: БКГ менеджмент консалтинг