29.10.2001
Замороженные фрукты и овощи становятся более популярными.
Уже глубокая осень, и место свежих овощей и фруктов в нашем холодильнике постепенно занимают пакетики и коробочки с их замороженными "собратьями". Хоть мы и отстаем от развитых стран по любви к растительным "отморозкам", их потребление у нас быстро растет. И уже в каждом приличном магазине можно встретить морозильную камеру с ледяными овощами и фруктами. Насколько полезны такие продукты?
— По своей полезности замороженные овощи и фрукты не уступают свежим, — утверждает Арсений Мартинчик, ведущий научный сотрудник НИИ питания РАМН. — Быстрая заморозка — самый лучший способ консервирования, при котором в продукте максимально сохраняются витамины и другие полезные вещества. После заморозки они разрушаются даже меньше, чем при естественном хранении. В последнем случае потери витамина С, которые происходят под воздействием воздуха, света и ряда других факторов, достигают 50-60%. А в замороженном продукте они намного меньше.
— Идея быстрой заморозки плодоовощных культур родилась в 1926 году в России, — рассказывает Гариб Мовсисян, директор хладокомбината "Западный". — Это оптимальный способ консервирования, при котором практически не используются консерванты и другие добавки. Кроме того, замороженные продукты очень удобны и для хозяек. Их не надо чистить и резать, они практически не содержат несъедобных частей. А вот в свежих овощах и плодах их достаточно много. Например, в фасоли и горошке — 30%.
Любовь к вегетарианской "заморозке" подогревает и вполне свежий вид овощей и фруктов: подобно елочке, они зимой и летом одним цветом. В тарелке такие овощи мало отличаются от свежих, прошедших тепловую обработку. Дело в том, что их обычно подвергают шоковой заморозке — быстрому воздействию низких температур, достигающих минус 30-40 градусов. Такое воздействие очень быстро сковывает плоды, а вода, содержащаяся в клетках, не успевает организоваться в большие кристаллы льда, разрушающие клеточные оболочки. В результате они остаются целыми, и продукт при разморозке держит форму.
Правда, так бывает только в том случае, если ваша домашняя разморозка окажется первой. Иногда продавцы повторно замораживают продукт, если он растаял где-то по дороге в магазин или в самом магазине. Из этого вытекает главное правило "отморозков": размораживать их можно только один раз и непосредственно перед готовкой.
С одной стороны, замороженные овощи и фрукты в нашей стране должны быть обречены на успех. "Спрос на эту продукцию в России обусловлен длинной зимой и дефицитом свежих овощей и фруктов в этот период, — говорит Марина Соколова, менеджер по маркетингу московского представительства польской компании Hortex. — Ведь доставлять и хранить свежие овощи и фрукты зимой очень сложно". Но с другой стороны, россияне потребляют "вегетарианской" заморозки пока не очень много — не больше, чем в 60-е годы в Европе. Тогда рынок такой продукции только складывался.
Выводы из этого очевидны: несколько грамотных пиаркампаний, и рынок замороженных овощей и фруктов в России ждет бурный рост. Гарниры из замороженных овощей и зелени все чаще будут вытеснять из нашего рациона картошку, каши и макароны. Поскольку блюда из замороженных овощей явно вкуснее, разнообразнее и полезнее этих классических гарниров, "мидл-класс" экономить на них не будет. Уже сейчас маркетинговые исследования показывают, что основными потребителями "заморозки" являются работающие горожане, а также люди, стремящиеся к здоровому образу жизни.
Не совсем понятна в такой ситуации вялая активность российских компаний в этой сфере. Пока на долю их продукции приходится не более 1% рынка замороженных овощей и фруктов. Все подобные производства появились совсем недавно, но покупателям уже известны такие торговые марки, как "Снежана", "Смак", "Экопрод-Росмол", "Вкус лета", "4 сезона", "Инко". Но далеко не все из них сами проводят заморозку, многие только фасуют импортное сырье в свою упаковку.
Практически 99% свежезамороженных овощей, фруктов, зелени и гарниров на их основе составляет продукция польских компаний Hortex, Unifreeze, Agram, Igloofruit, Chlodnie Zgoda, бельгийских Ardo, Unifrost (Dujardin), D'Lis Foods и французской Bonduelle.
Ассортимент свежей заморозки достаточно широк — от самых различных смесей, которые могут служить как гарнирами, так и самостоятельными блюдами, до так называемых "монопозиций" — стручковой фасоли, цветной капусты, брокколи, кукурузы, шпината и т.д. Они пока пользуются наибольшим спросом. Также очень популярны грибы и смеси на основе риса — мексиканская смесь, ризотто с курицей и другие. Явно отмечается рост на готовые блюда, гарниры и супы. Причем их покупают уже круглый год — независимо от сезона.

Источник: Рынок продуктов питания