14.09.2001
Nestle оказалась под угрозой обвинения в монополизме на российском рынке растворимого кофе.
Швейцарская компания Nestle (www.nestle.ru) оказалась под угрозой обвинения в монополизме на российском рынке растворимого кофе. Как сообщает интернет-сайт CoffeeTea, близкий к ассоциации "Росчайкофе", в ближайшее время Министерство по антимонопольной политике (МАП) намерено оценить долю компании в этом сегменте рынка. При этом источники говорят о 40--60%, которые занимает сегодня швейцарская компания. В то же время по российским законам компания, занимающая на рынке от 35 до 65%, считается доминирующей (вроде Microsoft в США). Если МАП действительно сможет доказать монопольное положение Nestle, то последствия для них в России могут оказаться столь же плачевными, как для Билла Гейтса в США
Но монополию еще надо доказать, а этим, как оказалось, никто не спешит заниматься. Между тем в самой компании Nestle узнали о возможном расследовании ее деятельности российским МАП только от "Известий".
Как заявила директор по внешним и корпоративным связям компании Nestle Дженнифер Галенкамп, она слышит об этом в первый раз. По ее мнению, подобное обвинение абсурдно, потому что настоящую статистику найти в России очень сложно. Сравнивать же Nestle с Microsoft просто неэтично, потому что на Западе преследуются компании, которые своей политикой препятствуют деятельности конкурентов. В России, наоборот, наказывают компании за то, что потребитель предпочитает их продукцию.
В МАП также отрицают всякую заинтересованность в кофейном деле. Начальник управления по защите от недобросовестной конкуренции Сергей Котов заверил "Известия", что не знает ни о каком расследовании по кофе. Хотя источник в МАП подтвердил интерес ведомства к кофейному рынку, но отказался пока говорить о подробностях. По словам источника, ведомство недавно все-таки провело исследование рынка кофе, но результаты пока не разглашаются.
Кто именно участвовал в ведомственном маркетинговом исследовании (если оно действительно было), не понятно. В Организации производителей кофе в России (ОПК) заявили, что никто из МАП не обращался к ним за цифрами. Представитель ОПК Мария Иванян объяснила, что организация намерена провести свое собственное расследование, откуда появилась подобная информация.
Между тем доля Nestle в сегменте растворимого кофе действительно балансирует на грани фола. Маркетинговое агентство GfK MR определяет ее в 33%-34%. Правда, аналитики считают бессмысленным вычленять отдельный сегмент. Например, доля компании Braun на рынке электрических зубных щеток в России 99,9%. Но МАП относится к этому довольно спокойно. Директор маркетингового агентства "БизнесАналитика" Андрей Стерлин уточнил, что необходимо считать долю компании на всем рынке кофе, включающем растворимый, молотый, в зернах, смеси и напитки. Здесь у Nestle всего 28%. Единственным объяснением попытки натравить МАП на Nestle Андрей Стерлин считает происки российских конкурентов. Хотя в ОПК говорят, что это невозможно.

Источник: Рынок продуктов питания