12.07.2001
Производство слабоалкогольных напитков резко сократилось.
После ввода в действие с 1 июня изменений в Налоговом кодексе о расщеплении акцизов на алкогольную продукцию прошел месяц. Около 80-85% предприятий отрасли первые 2-3 недели просто стояли. Легальное производство водки снизилось на 50-55%, а слабоалкогольной продукции — прекратилось вовсе.
Сейчас несколько прояснилась ситуация с акцизными складами. Оптовики и мелкие производители пока не могут (или не хотят) позволить себе организовать такие склады, а вот крупные производители уже их зарегистрировали. Существует проблема с региональными акцизными марками, которых печатается не более 10% от требуемого количества. А старую продукцию, произведенную до 1 июня, торговцы отказываются получать, ссылаясь на нежелание выяснять отношения по поводу старых марок с контролирующими органами. Если производители крепких спиртных напитков могут переждать 2-3 месяца хаоса, то для производителей коктейлей проблема более актуальна: жаркое лето — пик продаж (с мая по сентябрь продажи вырастают на 35-45%). Коктейли в это время вытесняют водку и ликероводочные изделия даже с праздничных столов. По словам вице-президента по маркетингу пивобезалкогольного комбината "Очаково" Инны Кочетовой, "на комбинате стоит производство всех слабоалкогольных напитков". То же самое происходит и с конкурентами "Очакова" — компаниями "Браво", "Хэппилэнд", "Алко". По закону все деньги, затраченные производителями на маркировку продукции, бюджет должен им вернуть. Раньше эти деньги закладывались в себестоимость напитка и вынимались из кармана потребителя. Теперь от 60 коп. до 1 руб. авансового платежа налога за каждую марку предприятия будут получать от государства, которое только в этом году должно будет вернуть компаниям более 300 млн руб. Но механизм возврата до сих пор не определен. Интересная особенность: импортеры баночных напитков не должны наклеивать акцизные марки на свою продукцию, что ставит их в очень выгодное положение по отношению к отечественным заводам. "Защита продукции марками должна касаться только той продукции, которую можно подделать, т. е. в обычных стеклянных бутылках или пластиковой таре, — считает Кочетова. — Банки же подделать нельзя". В ближайшем будущем на рынке алкоголя вряд ли что-то изменится к лучшему. Цены на водку выросли уже на 10-14 руб за пол-литра, цена слабоалкогольных коктейлей растет на 1-2 руб в неделю за баночку. "В нашем обороте 85% приходится на слабоалкогольную продукцию, в июне наши продажи упали на две трети, — горюет генеральный директор крупного дистрибьютора слабоалкогольной продукции "Терра Маркет" Игорь Барбашов. — И все это в летний сезон!"

Источник: Рынок продуктов питания