05.03.2001
Американо-испанский дуэт физиков убежден в том, что при помощи Луны можно определять наиболее богатые энергией места Вселенной. Для осуществления этого плана ими предложен способ сбора при помощи радителескопов информации о частицах космических лучей, бомбардирующих лунный грунт.
Высокоэнергетичные космические лучи, состоящие, в первую очередь, из протонов и атомных ядер, в миллионы раз богаче энергией, чем потоки частиц, получаемые в земных ускорителях. Гостьями на Земле такие частицы становятся исключительно редко: на квадратный километр земной поверхности такая частица выпадает лишь раз в столетие. Как считает Хайме Альварес-Муньис (Jaime Alvarez-Muniz) из Дэлаверского университета в Ньюарке, наилучший способ увеличить шансы обнаружения частиц — увеличить зону наблюдения, и поверхность Луны в качестве плацдарма для наблюдений подходит как нельзя лучше. Совместно со своим испанским коллегой Энрике Засом (Enrique Zas) из университета испанского города Сантьяго де Компостела Альварес-Муньис изучил электромагнитный сигнал, возникающий в случае бомбардировки частицей лунной поверхности.
Проникая в лунный грунт на глубину нескольких сантиметров, высокоэнергетичная частица порождает вторичное излучение, охватывающее практически весь электромагнитный спектр, самыми легкими для обнаружения компонентами которого являются радиоволны. «Микровзрыв» частиц с длиной волны порядка нескольких десятков сантиметров продолжается считанные наносекунды, но легко обнаруживается при помощи радиотелескопов. Дуэт физиков построил также модель столкновения с поверхностью Луны ультра-высокоэнергетичных нейтрино. Согласно их расчетам, направленные на Луну радиотелескопы за год способны зафиксировать не менее 250 подобных нейтринных лучей. Число потоков, зафиксированных к текущему моменту, не превосходит двух десятков.
Осуществить такой радиопоиск на практике намерена команда исследователей из лаборатории силовых установок NASA, которая для этой цели будет использовать два радиотелескопа в калифорнийском Голдстоне. «Увидеть» что-то, по бодрому заявлению руководителя группы, планируется в течение ближайших двух лет.