19.02.2001
Мы привыкли к тому, что все бесчисленные оттенки цвета можно получить, смешивая три цвета: красный, синий и зеленый. Убеждение в том, что люди различают лишь те комбинации, которые можно составить из этих трех (идеальных) цветов, укоренилось так глубоко, что воплощено во всей современной технике: фотографии, телевизорах и мониторах. Между тем генетики считают, что на самом деле все далеко не так просто.
Как известно, за восприятие цветов в человеческом организме отвечают особые клетки сетчатки глаза (на фото) - трех разновидностей, каждая из которых различает один из трех упомянутых цветов (то есть имеет максимум чувствительности в участках спектра, соответствующих красному, зеленому и синему цвету). Генетики раскопали интересную вещь: оказывается, гены, ответственные за клетки, чувствительные к красному и зеленому цветам, размещены в X-хромосоме человека. У мужчин она только одна (поэтому дальтонизмом, кстати, чаще страдают представители сильного пола), а вот у женщин - две, и информация, хранящаяся в них, обычно дублируется. Иногда мутация генов приводит к появлению новых клеток, способных воспринимать еще один цвет или, выражаясь точнее, электромагнитное излучение определенной длины (между красным и зеленым). Так появляются люди, видящие то, что не дано другим, - тетрахроматы.
Теоретически все гладко, но практически доказать существование тетрахроматов оказывается непросто: дело в том, что для этих женщин дополнительный цвет существует реально, они чувствуют его, но названия для него в человеческом языке нет. Хотя тетрахроматы ощущают тонкую разницу оттенков, выразить ее словесно очень трудно.
Английские ученые Джон Моллан (John Mollon) и Габриель Джордан (Gabriele Jordan) из Кембриджского университета в настоящее время проводят масштабное исследование, цель которого - доказать существование тетрахроматов. Помимо просто любопытной информации о возможностях человеческого организма, успешные результаты этих экспериментов должны принести и новые сведения о нашей нервной системе, показав, как она может приспособиться к новым условиям. А это очень важно, поскольку если нервная система сумела измениться в ответ на появление в результате мутации «лишних» цветовых рецепторов, то так же успешно она адаптируется и в ответ на другие вмешательства в геном. А уж чем они будут вызваны, случайностью или целенаправленным вмешательством (к примеру, для излечения врожденных заболеваний), - уже неважно.

Источник: Журнал "Компьютерра"