07.02.2001
Все мы привыкли к тому, что бесконечные оттенки цвета – лишь смесь трёх основных цветов: красного, синего, зелёного. Привычка эта и убеждение, что человек воспринимает три и только три цвета, настолько глубоки, что даже воплощены в технике: цветной фотографии, телевизорах и мониторах. Между тем, генетики предупреждают, что на самом деле всё может оказаться не так просто.
За восприятие цветов в человеческом организме отвечают цветовые конусы глазного дна – особые клетки трёх разновидностей, каждая из которых воспринимает электромагнитные волны только определённой длины. Их импульсы обрабатываются мозгом, и мы получаем цветное видение. Генетики раскопали интересную вещь: оказывается, гены, определяющие наличие клеток для восприятия красного и зелёного цветов, размещены в X-хромосоме человека. У мужчин только одна X-хромосома, тогда как у женщин их две. Порой в результате мутаций гены видоизменяются, и тогда – обычно – возникает дихроматизм: человек различает только два цвета. Джон Моллан и Габриель Джордан из Кембриджского университета утверждают, что иногда происходит и обратное: мутация генов в дополнительной женской X-хромосоме приводит к появлению клеток, воспринимающих не красный и зелёный, а зелёный и зелёный же, но чуть другой длины волны. Женщины с такой мутацией способны видеть 4 цвета.
Теоретически всё гладко, но доказать существование тетрахроматов на практике не так-то просто: дело в том, для этих женщин дополнительный цвет существует реально, они чувствуют его, но названия для него в человеческом языке попросту нет. И в экспериментах, где обычному человеку смесь двух цветов кажется полностью соответствующей третьему, тетрахроматы ощущают тонкую разницу оттенков – хотя и затрудняются выразить её словесно.

Источник: Журнал "Компьютерра"