26.01.2001
Реклама взяла планку в $1 млрд. Экономический рост вернул крупных рекламодателей на отечественный рынок.
Впервые за посткризисное время оборот российского рекламного рынка перевалил за $1 млрд. Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) оценила объем этого рынка в 2000 г. в $1,1 млрд - на 45% больше, чем в 1999 г. Экономический рост и возвращение на наш потребительский рынок крупных иностранных компаний сделали свое дело.
РАРА ежегодно дает свою официальную оценку рекламного рынка, опираясь на данные исследовательских компаний, а также обоих крупных продавцов рекламы на Центральном телевидении - "Видео Интернешнл" и "Смарт-Медиа". В прошлом году компания Russian Public Relations Group (RPRG), принимавшая участие в расчете официальной оценки, не согласилась с итоговой цифрой РАРА ($760 млн) и высказала свое особое мнение: мол, рынок на самом деле больше. На этот раз глава RPRG Андрей Федотов согласен, что рынок вырос на 45% , но утверждает, что его объем составил $1,4 млрд. Если согласиться с оценкой Федотова, а не РАРА, получится, что рекламный рынок недотянул всего $400 млн до установленного в 1997 г. рекорда. Но даже более осторожная оценка РАРА значительно превосходит самые смелые прогнозы, которые рекламисты и эксперты делали в начале прошлого года. Профессор МГУ Виктор Коломиец, входящий в экспертный комитет РАРА, говорит, что роста больше чем на 30% не ожидал никто.
Однако, как выяснилось, в прошлом году пессимизм был неуместен даже в малых дозах. Глава "Видео Интернешнл" Юрий Заполь говорит, что для роста рекламного рынка были созданы все условия: "Покупательная способность населения росла, доллар стоял, на рынок вернулись все международные компании".
То, что рекламы в этом году стало гораздо больше, чем в прошлом, очевидно всем. Маркетинговые агентства весь год фиксировали резкое увеличение бюджетов, выделенных крупнейшими компаниями на свою "раскрутку" в России. По данным Gallup AdFact, крупнейший в нашей стране рекламодатель Procter & Gamble в прошлом году потратил $429 млн против $255 млн годом раньше, а производитель жевательной резинки Wrigley вышел на второе место, почти утроив свой рекламный бюджет (в 2000 г. Он составил $222 млн). Крупнейший чисто российский рекламодатель Wimm-Bill-Dann (седьмое место) израсходовал $121,5 млн - в 3,2 раза больше, чем в первый послекризисный год. Заметим, впрочем, что по этим цифрам можно лишь судить о долях рекламного рынка, которые приходятся на разные компании: Gallup не учитывает скидок, которые предоставляют рекламодателям СМИ и агентства.
Хотя экономисты прогнозируют на этот год общее снижение темпов роста, Заполь уверен, что на рекламном рынке благоприятная тенденция сохранится и оборот индустрии увеличится на 30%. Резервы для роста еще есть - ведь в сравнительно маленькой Польше рекламодатели ежегодно тратят около $4 млрд. Однако издателям СМИ и продавцам наружной рекламы не стоит рассчитывать на пропорциональное увеличение доходов. Расти будут другие сегменты рынка, говорят эксперты. "Наружная реклама, газеты и журналы уже исчерпали [потенциал роста] - в Москве негде размещать рекламу, а тиражи и распространение газет и журналов резко увеличить невозможно, в то время как потенциал BTL (below the line) промоушн и PR огромен", - сказал "Ведомостям" Илья Слуцкий, генеральный директор рекламного агентства Media Arts/FCB.
Да и в этом году самые высокие темпы роста были в таком сегменте, как директ-маркетинг (75% ). Более чем на 50% возросли и расходы на производство рекламы.

Источник: Все о рекламе в России